О чем говорит «Молчание»: священник разбирает новый фильм Скорсезе

Павел Гайков, обозреватель МИА «Эдельстар.ру»

В российском прокате стартовала драма «Молчание» Мартина Скорсезе — фильм-размышление о сути христианской веры, над которым режиссёр работал четверть века. 

«Я вырос в семье ревностных католиков, поэтому религия играла в моем воспитании далеко не последнюю роль, — говорит 74-летний Скорсезе, — Я нахожусь в том возрасте, когда невольно начинаешь задумываться о противостоянии веры и сомнения, о человеческих пороках, о бренности человеческого тела и бессмертии души». 

«Молчание» основано на сюжете популярного японского романа Сюсаку Эндо. Его действие происходит в Японии XVII века, в период активного проникновения христианства в страну и жёстких гонений на миссионеров и их последователей. 

Кадр из фильма «Молчание».

Один из героев повествования – иезуит Криштован Ферейра, роль которого исполнил Лиам Нисон – реальный исторический персонаж: португальский миссионер в Японии, который отрёкся от своей веры, принял буддизм, женился на японке и был отлучён от католической церкви. Понимание мотивов его поступков составляет философскую канву повествования.

По сюжету, два молодых священника – Себастьян Родригес и Франсиско Гарупе (актёры Эндрю Гарфилд и Адам Драйвер) — отправляются в опасное путешествие в Японию, чтобы выяснить судьбу падре Ферейры. Больше двух с половиной часов экранного времени герои будут страдать от лишений и преследований со стороны самураев-буддистов, наблюдая за тем, как те жестоко расправляются со своими соотечественниками-христианами. 

В противовес последним жанровым хитам Скорсезе, «Молчание» – сугубо авторское высказывание, после которого у зрителя остаётся немало вопросов. Найти на них ответы можно только обратившись к истории христианства. РИА НОВОСТИ попросили прокомментировать фильм настоятеля храма Казанской иконы Божией Матери подмосковного села Молоково, руководителя Миссионерского отдела Московской епархии, священника Дмитрия Березина.

Внимание! В тексте ниже раскрываются значимые детали сюжета фильма, и это может испортить впечатление от просмотра тем, кто только собирается посмотреть картину.

«МОЛЧАНИЕ» И ХРИСТИАНСТВО.

1. «Почему Господь допускает гибель христиан и остаётся глух к моим мольбам?» — с этих вопросов, вынесенных в название фильма, начнутся сомнения падре Родригеса в избранном им пути. 

Кадр из фильма «Молчание».

Дмитрий Березин: «Удивительно, что миссионер Родригес не знает ни истории христианства, ни Священного Писания, например, книги Иова. Вся христианская Церковь основана на крови мучеников: Иисус Христос был распят, из всех апостолов только Иоанн Богослов умер своей смертью, и то в ссылке. Первые триста лет исповедание христианства означало, что в любой момент в случае положительного ответа на вопрос, христианин ли ты, человек мог быть замучен и казнён». 

2. Японские христиане поклоняются богу-солнцу и верят, что попадают в рай сразу после крещения. «Япония как болото, на котором ничего не прорастает», — искушает героя японский инквизитор. 

Кадр из фильма «Молчание».

Дмитрий Березин: «Языческие «нотки» в христианстве есть везде – и в Европе, и в России, и в Африке, и много где ещё, но это, скорее, следствие некоторого невежества самих верующих. Национальные преломления христианства есть в разных странах. Например, когда в Якутии переводили «Отче наш», то вместо «хлеб наш насущный» использовали «рыба наша насущная», так как она, а не хлеб является основным жизненно важным продуктом. Но это не значит, что какие-то народы не могут быть приобщены к христианству. История православной миссии в Японии, труды святителя Николая Японского наглядно это показали».

3. Проводник героев – Китидзиро – несколько раз отрекается от Бога, но каждый раз приходит за избавлением от грехов – и падре Родригес тут же отпускает их. 

Кадр из фильма «Молчание».

Дмитрий Березин: «В первые века христианства к таинству Исповеди вообще относились как ко второму крещению, как к чему-то исключительному. И если человек отрекался от веры или уклонялся в ересь, а такие случаи, конечно, были, — для возвращения он должен был доказать своё раскаяние. Например, в течение года он мог присутствовать в храме на богослужении только не далее притвора, не мог приступать к Причастию и так далее. В наши дни обстоятельства жизни и практика исповеди изменились, но очевидно, что такой тяжкий грех, как отречение от Господа, ни тогда, ни сейчас, не мог быть отпущен с лёгкостью, тем более несколько раз подряд».

4. Искушение Родригеса достигает высшей точки, когда он узнаёт, что может положить конец «бессмысленным» страданиям японских христиан, публично отрёкшись от своей веры. 

Кадр из фильма «Молчание».

Дмитрий Березин: «В житиях святых я не помню ни одного примера мученика, который бы отрёкся от Бога во имя спасения ближнего. При этом мы можем вспомнить яркий пример мученицы Софии, на глазах которой терзали её дочерей, Веру, Надежду и Любовь, – но она призывала их быть твёрдыми. А ведь надо было просто гуманно и логично посоветовать детям отречься от Христа и жить дальше… без Бога. Мучители, издеваясь над матерью, после казни отпустили её, и она вскоре умерла на их могиле. Этот фильм, как, собственно, и вся современная западная цивилизация, ставит во главу угла жизнь человека, хотя в христианстве земная жизнь – не главная ценность. Земная жизнь – это путь к Богу и с Богом, который должен продолжиться и после смерти».

5. Свой главный вопрос – «В чём суть веры?» — Скорсезе приберегает для финала, когда название картины получает новое прочтение. 

Кадр из фильма «Молчание».

Дмитрий Березин: «Вера не есть согласие с какой-то доктриной, она должна пронизывать всю жизнь человека. Для меня этот финал был неестественным, и я увидел в нём внутреннее противоречие. Как можно так верить в Бога, что это никак не отражается в твоей жизни?! Думаю, сегодня немало найдётся таких людей, которые считают, что главное «верить в Бога-в-душе», и в этом смысле пример падре Родригеса вполне типичен»

ЦЕНА «МОЛЧАНИЯ».

Мировая премьера «Молчания» состоялась в конце 2016 года в Ватикане. В международный прокат фильм вышел в начале января, но не получил широкого зрительского отклика. 

Картина с бюджетом порядка $40 млн к настоящему моменту собрала около $5 млн и, по всей видимости, оставит продюсеров с многомиллионными убытками. Значимых наград Скорсезе она также не принесла. Эксперты премии «Золотой глобус» оставили картину без внимания вовсе, а американские киноакадемики удостоили «Молчание» лишь одной номинации – в категории «Лучшая операторская работа».  

Мартин Скорсезе и Эндрю Гарфилд на съемках фильма «Молчание».

Но практически каждый критик отметил, с какой скрупулёзностью и глубокомыслием Скорсезе подошёл к выбранной им тематике, заставив зрителя задуматься о том, во что он на самом деле верит.

«Христианство основано на вере, – писал Скорсезе в предисловии к роману Эндо – но, если изучить историю вероисповедания, нетрудно заметить, что религии приходилось снова и снова меняться и подстраиваться под общество, чтобы быть безупречной. И каждая такая метаморфоза была весьма болезненной».

«Молчанием» режиссёр предлагает пересмотреть общепринятый взгляд на суть веры и мученичества.